Skip to content

Особенности проявления детских страхов

Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей младшего школьного возраста, на которые указывают многочисленные авторы А. Шалимова и многие др. В исследованиях, посвященных психологии эмоций Л. Теоретическое исследование особенностей детских страхов в работах зарубежных и отечественных исследователей Проблематика детского страха имеет не такую давнюю историю в психологической науке. Представитель биогенетического направления С. Холл распространял биогенетический закон и на онтогенез страха. Он утверждал, что ребенок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытали животные, а затем люди на различных этапах анторопогенеза. Он писал, что в детских страхах сохранились многочисленные следы первоначальной психоплазмы, из которой первобытный человек создавал многочисленные волшебные демонические существа. Доказательством биогенетического детерминизма, с точки зрения С.

Именной указатель 26 страница

Многие из инфантильных фобий, инфантильных нарушений питания, церемоний засыпания и т. Матери, которые также сильно боятся состо- Глава 2. Связь взрослого и детского анализа яния страха у ребенка, как и он сам, сами становятся защитниками его страха и тем сопричастны предостерега-ниям, избеганиям, отречениям и т. Часто инфантильные нарушения такого рода для наблюдателя еще очевиднее, когда невротические дети отдалены от своих родителей как, например, при эвакуации лондонских детей в годы войны гг.

Непременные навязчивые действия производятся навязчивоневротическими детьми на теле матери, а не на собственном теле.

Фрейда объясняет проявление любой деятельности человека (моторной соОтветственно, сталкивается со всеми проблемами инфантильного состояния. формирования кастрационного комплекса мальчиков - страх потерять.

Основные формы страха и фобий Страх не нуждается в представлении; каждый из нас на собственном опыте знает это переживание. Однако именно невротики склонны испытывать страх в гораздо большей степени, чем другие. Несомненно, что проблема страха — центральный пункт, в котором сходятся самые важные вопросы психической жизни, как в норме, так и в патологии. Еще со времен Фрейда, страх принято делить на страх реальный и невротический. Реальный страх является для нас чем — то вполне рациональным и понятным: Как таковой этот страх является целесообразным и выполняет сигнальную функцию: Чрезвычайная распространенность аффекта страха и склонность людей реагировать страхом во многих жизненных ситуациях отчасти объясняется психоанализом как присутствие в психике ядра чувства страха, имеющего отношение к ранним впечатлениям человека.

Это, прежде всего, впечатления от акта рождения, при котором происходит такое массированное объединение неприятных впечатлений, которое становится прообразом воздействия смертельной опасности и с тех пор повторяется у нас как состояние страха. Психоанализ признает также весьма значительным то, что первое состояние страха возникло вследствие отделения от матери.

Но я полагаю, что никто никогда достаточно серьезно не спрашивал себя, почему именно нервнобольные испытывают страх в гораздо большей степени, чем другие. Может быть, это считали само собой разумеющимся: Но мы не имеем на это никакого права; есть боязливые люди, но вовсе не нервные, и есть нервные, страдающие многими симптомами, у которых нет склонности к страху.

Страх кастрации является для Фрейда в определенной степени следствием К новой формулировке теории инфантильной сексуальности Эриксон.

Статья из книги"Энциклопедия глубинной психологии" Т. Значение этого открытия, являющегося не гипотезой, а результатом систематических наблюдений, становится понятным, если вспомнить, что до Фрейда"сознательное" и"психическое" являлись синонимами , , Сознание считалось основной системой регуляции, которая, будучи не до конца развитой в детстве, достигает зрелости в юношеском возрасте и затем становится основой всех психических переживаний. Наряду с этой формальной организацией существует жизнь чувств, обладающая собственными законами и руководствующаяся принципами потребностей и страстей.

Открытие Фрейда привело к полному перевороту в прежних категориях мышления И тем самым породило в людях глубокое сомнение в себе. Фрейд сумел показать, что основу всех душевных событий составляет бессознательное. Этим была поставлена под вопрос сила разума и сознания. Наличие бессознательного делает для человека все настолько ненадежным, что он с трудом может это вынести. Он перестает быть хозяином в собственном доме и не может с помощью разума управлять своими чувствами и фантазиями см.

С бессознательным как совокупностью содержаний, не присутствующих в актуальном поле сознания, согласно Фрейду, тесно связана его динамика. Еще Жане говорил - как и другие авторы до него, но в более последовательной форме - о бессознательных явлениях психики, понимая, однако, под этим нечто статичное, вроде недостаточности психического синтеза и т.

Некоторые ответы по детскому психоанализу

Страх Невроз страха и детские фобии Жизнь человека соткана из разнообразных страхов. В той или иной степени каждому из нас неоднократно приходилось испытывать страх в глубине души. Другое дело, что далеко не всегда человек знает причину своего страха и способен разобраться в том, что его волнует и почему ему страшно.

Критицизм Хорни в отношении Фрейда во многом отражает позицию других к терапевту является повторением пациентом инфантильного отношения к обладать пенисом, тогда как мужчина испытывает страх кастрации.

- это все то, что должно было оставаться в тайне, в сокрытии, но всплыло на поверхность. - домашнее, родное - домой, - родина. - тайное, спрятанное, неизвестное, зловещее. каким-то образом оказывается родом . Анализируя новеллу Гофмана о Песочном человеке, Фрейд отмечает важную составляющую жуткого - переживание жути связано с представлением о том, что нечто неодушевленное выглядит или действует подобно живому, безжизненное скрывается под видом живого.

Такое впечатление могут производить восковые фигуры, куклы, автоматы. Таким образом в психоаналитических представлениях о тревоге появляется фигура двойника. Если страх, как эмоция явная и, как правило, известно к какому представлению привязанная, служит двойником первичному аффекту тревоги, а страшное представление замещает собой утраченное вытесненное , то жуть - переживание зловещего и непонятного, это истинная тревога.

Психоанализ страха

Из истории одного инфантильного невроза Человек с волками Предуведомление В истории болезни, из которой я, как обычно, собираюсь привести лишь выдержки1, столько странностей, что о них следует рассказать отдельно. Десять лет до болезни он был довольно здоровым ребенком и без особого труда справлялся с учебой в гимназии. Невзирая на просьбы самого пациента, я решил не описывать все обстоятельства его заболевания, лечения и выздоровления, поскольку счел эту задачу технически невыполнимой и неэтичной, хоть из—за этого и лишил себя возможности выявить взаимосвязь между его младенческим недугом и заболеванием, которое развилось у него впоследствии.

Такой диагноз подходил скорее отцу пациента, которого периодически отвлекали от многочисленных дел и любимых занятий приступы жестокой депрессии. В этом есть свои преимущества и недостатки.

З. Фрейд достаточно убедительно раскрывает механизм страха и Это положение касается страхов у взрослых и инфантильных.

Там, где преимущество имеют регрессивные стремления и ребенок держится за архаические источники удовольствия, сопротивление против лечения также больше. Соотношение сил между обеими тенденциями выдает себя у отдельного ребенка через конфликт между желанием стать"большим" и нежеланием отказаться от инфантильных позиций и удовлетворении.

Диагностические категории Окончательное обобщение указанных пунктов не может быть проведено в используемых до сих пор диагностических системах, а нуждается в диагностической схеме особого рода, в которой в центре внимания стоит отношение различных нарушений к развитию и степень их отклонения от нормального процесса развития. Итак, перед диагностом стоит задача выбора одной из перечисляемых далее возможностей: Глава 5 Патологическое детское развитие.

Инфантильные предварительные ступени более поздних заболеваний Наше рассмотрение уровня развития, с одной стороны, и психопатологии наших клинических случаев, с другой, служит целому ряду целей. Оно преследует практические цели, поскольку оно содействует разрешению проблемы нуждаемости ребенка в лечении и где терапия показана отысканию подходящего метода. Оно проистекает из теоретических интересов, то есть из потребности углубить наше познание процессов развития и яснее различать между генетически обусловленными проходящими симптомами и длящейся патологией.

Наконец, оно соответствует желанию больше узнать об инфантильных предварительных стадиях психических заболеваний по д-ру Лизелотте Франкл: Фр Мы имеем все основания более осторожно считать себя диагностами в отношении инфантильных неврозов, чем в любой другой области. Наше знание инфантильных неврозов начинается у зари анализа и познание этой болезненной формы идет в ногу с познанием соответствующих взрослых форм болезни. У Фрейда мы находим заверение, что"детский невроз имеет типичное и образцовое значение" для невроза взрос-лости Собр.

Инфантильное возвращение тотема

Классическая техника анализа взрослых является логическим последствием и живым выражением этого убеждения. Это относится к основным правилам анализа, что внимание психоаналитика направлено исключительно на внутреннюю жизнь пациента; что аналитик объективно не видит окружение пациента, а только субъективно воспринимает его глазами пациента; что отношения между па- циентом и аналитиком исключают все вмешательства из вне; и что только таким образом создается ситуация, когда переносы из прошлого находят свое полное выражение.

Несмотря на отдельные возражения см. Инфантильная зависимость в детском анализе Необходимо лишь разобраться в том, что ни. Насколько бы самостоятельным или несамостоятельным ни был ребенок, нужно в каждом конкретном случае заново в соответствии с возрастом устанавливать состояние развития и патологию.

Инфантильный прообраз в описании З.Фрейда и С.Гроф как защита от чувства страха перед подавляющей сверхмощью природы.

И далеко не всегда нормальный страх перерастает в нечто большее, патологическое. Чистые случаи истерии и невроза навязчивости — редкие явления. В году он опубликовал три статьи, в которых рассмотрел специфику невроза страха и фобий. Тем не менее, он не мог обойти стороной эту проблему и высказал мысль о том, что учение о сновидениях страха относится к психологии неврозов. На основе соответствующего анализа он пришел к заключению, что у ребенка существовала двойственная установка: Те влечения, которых Ганс стыдился, были вытеснены им из сознания в бессознательное и направлены на иносказательный объект — белую лошадь, по отношению к которой можно было открыто проявлять свои чувства.

В раннем детстве пациент испытывал тяжелые невротические страдания в форме истерии страха фобии животных , превратившейся позднее в невроз навязчивости. Страх и отвращение у него вызывали также жуки, гусеницы, лошади. Анализ сновидения привел его к заключению, что волк является заместителем отца и, следовательно, в кошмарном сне мальчика проявился страх перед отцом — страх, который с того времени преобладал во всей его жизни.

Причем для понимания возникновения страха не имеет значения, соотносилась ли подобная сцена с фантазией ребенка или с его реальным переживанием. У других — отец не может оставаться наедине с дочерью в доме. У третьих — если брат и сестра невзначай встретились друг с другом, то она прячется в кусты, а он проходит мимо, не поворачивая головы.

. - это Лекции, Методички, и много других полезных для учебы материалов

Скачать в архиве Введение Я собираюсь здесь и далее представить на суд читателей концепцию, которая может послужить определенным подспорьем специалистам прежде всего в сфере практической психологии и психотерапии. Я не исключаю ее полезность для специалистов других сфер деятельности и, сверх того, даже допускаю ее ценность для неспециалистов, но должен предупредить, что во всех перечисленных случаях ее восприятие, усвоение и использование требует особого, специфического склада ума, включающего в себя философский материализм с вытекающим из него атеизмом, разумную долю естественнонаучного цинизма в лучшем смысле этого слова и живую непосредственную детскую любознательность.

Я не знаю, как люди попадают на эту мировоззренческую платформу, но уверен, что лишь с нее стоит садиться в поезд, который называется тифоаналитической концепцией. Вера по причинам возникновения и механизмам функционирования близка к систематизированным монотематическим бредовым вариантам защиты личности от витальной несостоятельности — и поэтому практически никогда не поддается рациональной коррекции. Потребность в любви как безусловной, бескорыстной и беззаветной заботе о ближнем то есть о себе может возникнуть лишь в субъективной схеме реальности голове такого ближнего, который ничем эту заботу не заслужил, не способен за нее заплатить и не способен позаботиться о себе сам.

возможно приравнять к неулаженным остаткам инфантильных впечатлений, инфантильных страхов, и насколько дорога к чувству вины и раскаянию.

Подобно Киркегору, он провел различие между этими понятиями. Но если у Киркегора боязнь и испуг рассматривались как нечто определенное, в отличие от страха, трактуемого в метафизическом плане и соотнесенного с неопределенной возможностью свободы человеческого духа, то у основателя психоанализа различия между этими феноменами осуществлялись по иным основаниям, связанным главным образом с выделением психических состояний и отношений человека к ним под углом зрения грозящей ему опасности.

Проводя различия между страхом, боязнью и испугом, с точки зрения отношения к опасности, Фрейд высказал по этому поводу следующие соображения. Данный перевод и это название сохранились в последующих переизданиях, имевших место в России х годов. Именно в этой работе Фрейд выразил такое понимание природы страха, которое свидетельствовало об уточнении и пересмотре ранее выдвинутых им представлений о страхе.

И действительно, структуризация психики подводила Фрейда к психоаналитическому пониманию того, что бессознательное Оно не испытывает страха, поскольку не может судить о ситуациях опасности, и именно Я , а не Оно является местом сосредоточения страха. Во-вторых, коль скоро страх в Я возникает под воздействием трех опасностей перед реальным миром, либидозным Оно и строгим Сверх-Я , то что же все-таки является первичным источником возникновения страха — сексуальные влечения человека или нравственные и социальные ограничения, налагаемые на него?

Это были не простые вопросы, ответы на которые поставили Фрейда перед необходимостью переосмысления предшествующих психоаналитических положений, выдвинутых им на основе описательного и динамического подхода к анализу бессознательной деятельности человека. Отвечая на первый вопрос, Фрейд радикальным образом изменил свои первоначальные взгляды на соотношение между вытеснением и страхом.

Однако структурный подход к анализу психических процессов подтолкнул его к пересмотру данной точки зрения, и Фрейд отказался от ранее высказанного предположения о роли вытеснения как причине образования страха. Фрейд показал, что, несмотря на различия между этими двумя случаями, результат образования фобии оказался у обоих пациентов одним и тем же.

Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения

И далеко не всегда нормальный страх перерастает в нечто большее, патологическое. Чистые случаи истерии и невроза навязчивости — редкие явления. В году он опубликовал три статьи, в которых рассмотрел специфику невроза страха и фобий. Тем не менее, он не мог обойти стороной эту проблему и высказал мысль о том, что учение о сновидениях страха относится к психологии неврозов. На основе соответствующего анализа он пришел к заключению, что у ребенка существовала двойственная установка:

Это положение касается страхов у взрослых и инфантильных страхову детей. Основанием для подобных суждени Фрейда является клиническая.

Вернуться к списку книг Автор: Фрейд рассмотрел поэтапный процесс развития инфантильной сексуальности, начиная от сосания ребенком материнской груди как образца первых инфантильных сексуальных проявлений и кончая генитальной сексуальной деятельностью человека. На первом этапе речь идет, по его мнению, об аутоэротизме, когда сексуальные влечения ребенка направлены не на другие лица, а находят свое удовлетворение на собственном теле: С трехлетнего возраста сексуальная жизнь ребенка не подлежит сомнению, так как этот период его развития характеризуется проявлением инфантильной мастурбации.

Примерно с шестого до восьмого года жизни имеет место, как считал З. Фрейда на инфантильную сексуальность находились в противоречии с ранее распространенным предрассудком об асексуальном детстве. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они встретили резкое возражение со стороны многих людей, включая воспитателей и педагогов.

«Жуткий» двойник Отто Ранка. Психоанализ.

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Следующая Жизнь человека соткана из разнообразных страхов. И далеко не всегда нормальный страх перерастает в нечто большее, патологическое. Чистые случаи истерии и невроза навязчивости — редкие явления. В году он опубликовал три статьи, в которых рассмотрел специфику невроза страха и фобий. Тем не менее, он не мог обойти стороной эту проблему и высказал мысль о том, что учение о сновидениях страха относится к психологии неврозов.

На основе соответствующего анализа он пришел к заключению, что у ребенка существовала двойственная установка:

Психоанализ детских страхов – купить на психиатра Зигмунда Фрейда для многих областей современных научных знаний неоценимо.

В ней основатель психоанализа подчеркнул, что бедное, несчаст ное Я подвержено опасности с трех сторон и может быть охвачено тройственным страхом — реальным страхом перед внешним миром, страхом совести перед Сверх Я и невротическим страхом перед Оно. И действительно, структуризация психики подводила Фрейда к психоаналитическому пониманию того, что бессознательное Оно не испытывает страха, поскольку не может судить о ситуациях опасности, и именно Я, а не Оно является местом сосредоточения страха.

Страх и вытеснение Структурный подход к анализу душевной жизни человека, в результате которого Фрейд признал, что Я является настоящим местом проявления страха, поставил его перед необходимостью ответить на ряд вопросов. Во вторых, коль скоро страх в Я возникает под воздействием трех опасностей перед реальным миром, либидозным Оно и строгим Сверх Я , то что же все таки является первичным источником возникновения страха — сексу альные влечения человека или нравственные и социальные ограничения, налагае мые на него?

Это были непростые вопросы, ответы на которые поставили Фрейда перед необходимостью переосмысления предшествующих психоаналитических положений, выдвинутых им на основе описательного и динамического подхода к анализу бессознательной деятельности человека. Отвечая на первый вопрос, Фрейд радикальным образом изменил свои первона чальные взгляды на соотношение между вытеснением и страхом. В лекции о страхе, прочитанной им в Венском университете в период — годов, он придерживал ся мнения, что именно энергия вытеснения бессознательных влечений автоматичес ки ведет к возникновению страха, то есть само по себе вытеснение превращается Часть 2.

Теория и методология психоанализа в страх. Однако структурный подход к анализу психических процессов подтолк нул его к пересмотру данной точки зрения, и Фрейд отказался от ранее высказанно го предположения о роли вытеснения как причины образования страха. В ней Фрейд при шел к выводу, что при вытеснении происходит не новое, ведущее к страху психи ческое образование, а воспроизведение некоего предшествующего страха как опре деленного аффективного состояния души.

Фрейд показал, что, не смотря на различия между этими двумя случаями, результат образования фобии оказался у обоих пациентов одним и тем же. Из за этого стра ха маленький Ганс отказался от агрессивности против отца.

Зигмунд Фрейд - Очерки по психологии сексуальности. Аудиокнига

Published on

Жизнь вне страха не просто возможна, а совершенно доступна! Узнай как избавиться от страхов, кликни здесь!